Вопрос-ответ
Ответ подготовлен ведущим юрисконсультом госюрбюро Пермского края
И. Шестаковым
Период обучения в ТУ, указанный Вами, должен включаться в льготный стаж для назначения пенсии при работе во вредных условиях труда.
В тот период действовал пенсиях Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 (далее – «Положение»), нормы которых в Вашей ситуации должны применяться.
П\п «з» п.109 Положения обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации засчитывалось в общий стаж рабочего и служащего.
Абзацем 13 п.109 Положения было определено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в п\п «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, период обучения в ТУ (поскольку за ним следовал период работы с вредными условиями труда) должен приравниваться к работе во вредных условиях.
Период прохождения службы в рядах ВС.
Согласно п\п «к» п.109 Положения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалось в общий стаж рабочего и служащего.
Вышеуказанное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (нормы, регулирующие включение периодов работы, службы в специальный стаж по закону № 340-1 начинали действовать с 1 января 1992г.).
Ваш период службы в ВС, как Вы указываете, с декабря 1990 по ноябрь 1992г. (то есть один год – 1991 должны действовать и применяться нормы Положения).
После 1 января 1992г. правовое регулирование (конкретно вашей ситуации) пошло несколько по иному пути.
Согласно ст. 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» служба в рядах ВС РФ также включалась в общий трудовой стаж.
Анализ правовых аналогичных норм статей 14, 88 данного закона во взаимосвязи с нормой ст. 90 закона позволяет сделать вывод о том, что время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж.
То есть формально период службы в ВС с 1 января 1992г. не должен засчитываться в специальный стаж…
Но, служба в рядах ВС – длящийся период и мы считаем, что, если на период прохождения гражданином службы в ВС действующей закон предусматривал возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения!
А поскольку Ваша служба в ВС началась в период действия Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», на основании которого в специальный стаж включались периоды службы в ВС при определенных обстоятельствах, то и период службы после 1 января 1992г. также должен быть включен в специальный саж, дающий право на назначение пенсии в связи с работой во вредных условиях труда.
По этому поводу и высказался Конституционный Суд РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), потому при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также ряде его определений изложил правовую позицию, согласно которой ст. 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.